Резолюция Фестиваля - 2014

Всероссийский фестиваль педагогического мастерства «Литература – духовно-нравственная основа России» (далее – Фестиваль) проведён при поддержке Правительства Ульяновской области, Общероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка, областного государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки педагогических работников», федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Ульяновского областного клуба «Учитель года» и объединил участников из многих субъектов Российской Федерации. В работе Фестиваля приняли участие преподаватели русского языка, ученые-филологи, представители образовательных организаций разных уровней, обучающиеся, представители органов государственной власти и культуры.

Стратегической целью Фестиваля стало создание переговорного пространства для осмысления и распростране​ния лучших педагогических идей, моделей, условий для развития и повышение функциональной значимости литературы как средства объединения духовных, нравственных и интеллектуальных ресурсов в языковом и культурном пространстве России и мира.

Задачами Фестиваля были:

  • сохранение литературного языка как общекультурного достояния народов России с опорой на культуру и историю российского государства, на богатые духовно-нравственные традиции, заложенные учеными, писателями, поэтами, художниками, историками и общественными деятелями, которыми славится Россия;
  • рассмотрение предмета литературы как приоритетного школьного предмета, напрямую связанного с формированием духовно-нравственного облика современной молодежи;
  • объединение усилий профессиональных педагогических сообществ в вопросах формирования у граждан России и зарубежья бережного и ответственного отношения к русскому языку и литературе;
  • содействие преподаванию русского языка и литературы, обмену информацией и опытом в области разработки и применения наиболее эффективных методов и приемов обучения;
  • создание единого информационного пространства, необходимого для распространения в профессиональном сообществе современных научных и методических технологий преподавания литературы и их апробации;
  • объединение образовательных, культурных и научных сообществ России в вопросах повышения статуса русского языка;
  • консолидация преподавателей-словесников школ и вузов в целях формирования интереса у современного поколения к богатому наследию классической и современной отечественной и зарубежной литературы.

Фестиваль состоял из двух этапов: заочного и очного.

В рамках заочного этапа состоялись:

  • Конкурс эссе «Хорошо, что есть литература – лучшая история страны» (Е.Евтушенко);
  • Презентация программ внеурочной деятельности по филологии с учётом национальных особенностей региона;
  • Конкурс буктрейлеров: «Книга, написанная мною», «Книга в кадре»;
  • Педагогическая акция «Открытый урок литературы».

В рамках очного этапа Фестиваля прошли:

  • II Съезд Всероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка;
  • VI Всероссийский фестиваль региональных учительских клубов (в рамках Фестиваля состолись: педагогическая ассамблея «Образование 2020: ценностные ориентиры современного образования, духовно-нравственные основы России»; круглый стол «Образовательные стандарты и духовно-нравственное воспитание: единство в ориентирах или параллельное существование?»; панельная дискуссия «Литература как основа культурологической интеграции»; открытые уроки и мастер-классы участников Фестиваля в образовательных организациях Ульяновской области);
  • XV Международная научно-методическая конференция памяти И.Н. Ульянова «Гуманизация и гуманитаризация образования XXI века: Духовно-нравственные основы образования»;
  • Выставка книжной и медиа-продукции (в том числе выставки «12 симбирских литературных апостолов» и «100 книг Ульяновской области»);
  • Культурно-образовательные экскурсии «Духовные скрепы России» и др.

В заочном этапе Фестиваля приняли участие более 3000 человек. В рамках очного этапа Фестиваля приняли участие 114 представителей из 46 субъектов Российской Федерации из числа студентов, обучающихся, учителей, преподавателей, писателей, журналистов и других категорий, проживающих в г.Ульяновске, Ульяновской области, Кемеровской области, Алтайского края, г.Красноярск, г.Москва, Оренбургской области, Еврейской Автономной области, Ставропольского края, г.Уфа, г.Минск (Беларусь), Томской области, Новосибирской области, Орловской области, Республики Башкортостан, Белгородской области, Саратовской области, Свердловской области, Астраханской области, Республики Крым, Ростовской области, Приморского края, Иркутской области, Брестской области, Рязанской области, Тульской области, Нижегородской области, Брестской области (Беларусь), Чувашской Республики, Ивановской области, Рязанской области, Калининградской области, Омской области, Республики Ингушетия, Республики Татарстан, Московской области, Липецкой области, Воронежской области, Тверской области, г. Санкт-Петербург, Тюменской области, Удмуртской республики, Вологодской области. Пермского края, Республики Хакасия и Калининградской области.

В обсуждении проблемных вопросов программных мероприятий Фестиваля приняли участие ведущие политики, общественные и государственные деятели, учёные России.

Участники Фестиваля в результате обсуждения представленного опыта рекомендуют педагогическим сообществам в регионах, научно-педагогической общественности, представителям работодателей, общественным организациям, потребителям образовательных услуг следующее:

  1. Принять за основу проект Концепции школьного филологического образования в области русского языка и литературы.
  2. Рекомендовать Министерству образования и науки РФ при разработке фундаментального ядра школьного курса русского языка и литературы учитывать Концепцию школьного филологического образования, одобренную II-м съездом Всероссийской Ассоциации учителей литературы и русского языка.
  3. Предложить Министерству образования и науки РФ при доработке проектов примерных образовательных программ по русскому языку и литературе учесть Концепцию школьного филологического образования.
  4. Поручить Координационному совету Всероссийской Ассоциации учителей литературы и русского языка разработать предложения, направленные на повышения статуса учителей русского языка и литературы.

Органам управлениям образования всех уровней:

  • Рассмотреть возможность дальнейшего распространения представленного в рамках Фестиваля инновационного педагогического опыта по развитию профессионально-личностного потенциала современного педагога.

Региональным педагогическим сообществам:

  • Активизировать свою деятельность в развитии клубного движения региональ​ных профессиональных педагогических сообществ и усилении деятельности Всероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка в субъектах Российской Федерации в целях обмена передовым педагогическим опытом, внедрения новых технологий, а также продвижение и сохранение русского языка и культуры народов России.

Педагогической и научной общественности, средствам массовой информации и издательствам, деятелям культуры и искусства, руководителям органов управления образования, депутатам различного уровня:

  • широко обсудить решения Фестиваля, приложить максимум усилий по распространению его идей и повышению роли русского языка как языка межнационального общения и литературы.

Организационному комитету:

  • Направить настоящую резолюцию в образовательные организации России, органы управления образования субъектов Российской Федерации, в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в Министерство образования и науки Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Администрацию Президента Российской Федерации.
  • Опубликовать настоящую Резолюцию в сети Интернет и профильных изданиях, а также подготовить и издать материалы Фестиваля.

Общим мнением участников Фестиваля является:

  • Фестиваль считать состоявшимся.
  • Фестиваль показал, что проведение комплексных мероприятий, направленных на сохранение и поддержку русского языка и культуры является важным инструментом практической реализации цикла научно-методического, образовательного и культурно-просветительского характера и способствует удовлетворению культурных и образовательных потребностей народов Российской Федерации, а также позволяет создать мультиформатную площадку по обсуждению вопросов поддержания – через литературу – культурной ориентации на Россию как основного коммуникативного и интеграционного партнера в мире.

Ульяновск, 5 ноября 2014 года

Форма входа

 
Всё было когда-то, наверное,
И было уже сотни раз.
На этой земле мы не первые,
Но всё начинается с нас.

Жребии в юности брошены:
Теперь мы и путь, и причал.
Теперь мы - хранители прошлого,
Теперь мы - начало начал.

Пусть мы зажаты невзгодами,
Всё-таки надо учесть:
Мы не боимся быть гордыми:
Учитель - великая честь!
...

Подобное было, наверное,
И было уже много раз.
Конечно, в стране мы не первые,
Но всё начинается с нас!

Искандер Фасхутдинов,
призер Ульяновского областного конкурса "Учитель года - 2010"