Резолюция - 2011

Форум «Профессиональные педагогические и научно-педагогические сообщества, как ресурс инновационного развития образования»
(г.Ульяновск, 31 октября – 3 ноября 2011 г .)

Международный педагогический форум, ведущей идеей которого стало объединение усилий профессиональных педагогических и научно-педагогических сообществ по выявлению и продвижению педагогических инноваций, прошел с 31 октября по 3 ноября 2011 в г. Ульяновске (Россия).

В работе Форума приняли участие более 2200 человек – представители российских региональных и зарубежных профессиональных педагогических и научно-педагогических сообществ.

В работе Форума в очной и заочной форме приняли участие представители 12 стран, 27 регионов РФ.

Перед Форумом ставились следующие задачи:

  • содействие в продвижении передового педагогического опыта, диссеминации инновационной педагогической практики;
  • создание инновационного пространства, объединяющего учёных и педагогов для аккумуляции идей и объединения ресурсов;
  • предоставление возможностей для конструктивного диалога по проблемам профессионально-личностного развития лидеров педагогического сообщества;
  • повышение престижа учительской профессии.

Каждый день работы Форума был посвящен обсуждению одной из тем, отражающих приоритетные направления обеспечения инновационного развития и повышения качества современного образования:

  • «Профессиональные сообщества как институт наставничества»,
  • «Одаренный педагог – одаренный ребенок»,
  • «Профессиональная рефлексия как инструмент развития педагога».

В рамках форума состоялся, ставший уже традиционным III Всероссийский Фестиваль учительских клубов. Это свидетельство того, что Фестиваль стал одной из ведущих форм международного взаимодействия представителей педагогических профессиональных сообществ.

За время работы Форума состоялись:

  • V Международная научно-практическая конференция «Профессиональная рефлексия педагога как фактор инновационного развития образования»;
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Институт наставничества в образовании: проблемы, опыт, перспективы»;
  • Межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием «Региональные системы работы с одаренными детьми: опыт создания и развития».

В рамках конференций были представлены презентации авторских школ Народных учителей, открытой Школы методического мастерства «Начала» для молодых педагогов, авторской научной школы педагогов «АКМЕ», Ульяновского научного психолого-педагогического семинара, Университета активного долголетия «50 плюс…», регионального Центра по работе с одаренными детьми, клуба «Профессионал», учительских клубов и ассоциаций. В презентациях отражен инновационный опыт работы профессионально-педагогических и научно-педагогических сообществ по поддержке и продвижению талантливых педагогов в системе образования регионов России и зарубежья.

Прошла выставка «Инновации как ресурс развития регионального образования».

Участниками Форума проведено 42 мастер-класса на 8 (восьми) творческих площадках, в том числе мастер-классы Народных учителей Ю.И. Латышева и П.П. Головина.

Активное обсуждение вопросов, рассмотренных на Форуме, показало, что его участники:

  • позитивно оценивают имеющийся опыт: организации деятельности института наставничества в образовании; работы по развитию одарённости субъектов образовательного процесса; деятельности по развитию профессиональной рефлексии педагогов;
  • убеждены в том, что профессионально-педагогические и научно-педагогические сообщества являются стратегическим ресурсом, определяющим жизнеспособность и инновационный потенциал системы образования на международном, федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
  • понимают необходимость активизации профессионально-педагогических сообществ, как ресурса инновационного развития образования.

В целях дальнейшего совершенствования деятельности профессионально-педагогических и научно-педагогических сообществ, Форум предлагает органам управления образованием и профессиональным педагогическим сообществам:

  • консолидировать усилия и ресурсы педагогических сообществ по активизации и управлению инновационной направленностью педагогической деятельностью с целью включения педагогов в процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств в обучении и воспитании; формирования в образовательных учреждениях инновационной среды; распространения уникального инновационного опыта, накопленного педагогами и образовательными учреждениями;
  • обеспечить возможности для конструктивного диалога по проблемам образования, поддержки новых образовательных инициатив, организацию формального и неформального общения на профессиональные темы лидеров педагогического сообщества;
  • продолжить традицию проведения фестивалей учительских клубов России и зарубежья, как эффективной формы создания и развития профессиональных сообществ в образовании;
  • развивать в регионах систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников по решению проблем детской одаренности, профессионального наставничества в образовании;
  • способствовать созданию единого нормативно-правового, научно-методического и информационного пространства по работе с одарёнными детьми в регионах;
  • обеспечить деятельность сети образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное и эксклюзивное образование одарённых детей и детей, мотивированных на получение качественного образования;
  • обеспечить преемственность в деятельности образовательных учреждений различных типов на всех ступенях образования по сопровождению одарённых детей и талантливой молодежи;
  • содействовать развитию профессиональной рефлексии как инструмента развития педагогов и педагогических сообществ;
  • создавать условия для дальнейшего распространения представленного в рамках Форума инновационного педагогического опыта зарубежных и российских исследований по созданию новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность учителя на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению результата обучения и воспитания.

Широкое представительство научных организаций, ВУЗов, учреждений постдипломного педагогического образования, профессионально-педагогических сообществ, а также участие в нём представителей государственной и муниципальной власти, позволяет надеяться, что обсуждение обозначенных в программе Форума тем вызвало интерес и получило положительную оценку с их стороны, а его результаты внесут вклад в дальнейшее развитие профессионально-педагогических и научно-педагогических сообществ, дадут мощный импульс дальнейшему развитию системе образования России.

Ульяновск. 3 ноября 2011 г .

Форма входа

 
Всё было когда-то, наверное,
И было уже сотни раз.
На этой земле мы не первые,
Но всё начинается с нас.

Жребии в юности брошены:
Теперь мы и путь, и причал.
Теперь мы - хранители прошлого,
Теперь мы - начало начал.

Пусть мы зажаты невзгодами,
Всё-таки надо учесть:
Мы не боимся быть гордыми:
Учитель - великая честь!
...

Подобное было, наверное,
И было уже много раз.
Конечно, в стране мы не первые,
Но всё начинается с нас!

Искандер Фасхутдинов,
призер Ульяновского областного конкурса "Учитель года - 2010"